ДИВ

Вымышленная   или фантастическая  фигура великорусской геральдики, являющаяся отечественным аналогом  античного грифона и представляющая идущего крылатого льва с головой и клювом орла.  Этот образ был известен еще праславянам в скифско-сколотские времена,  когда на скифском пограничье для увенчания древков  родоплеменных или военных знаков применяли бронзовую фигуру крылатого полульва-полуорла.  Греки называли это мифологическое существо «собакой Зевса» и можно предположить, что слово  ДИВЪ  является прилагательным от древнерусской формы имени Зевса (Zeus, Dios)  Дий, Дый  - диивъ, дыивъ,  т.е. «принадлежащий Дию».
 

Див и Семарглы. Деталь Золотых врат Рожденственского собора в Суздале. XII век.

 

В древнерусской мифологии див приурочен к верхнему, небесному миру и имеет космогоническое значение.  Он – представитель высшей  мировой силы, ежегодно побеждающей мертвящее  начало «кощных сил, сиречь тьмы кромешной», а по велению высшего бога руководит поисками Кощеевой смерти.  Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»:  «дивъ кличетъ връху  древа»  и  «уже връжеся дивъ на землю».  Принципиальные отличия  дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве  и  прикладном  искусстве  XI - XIII вв. и заключаются в следующем: 1) орлиными изображаются только голова и  крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами;  2) всегда одноцветная  фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия;  3) помимо шествующего  див может изображаться и терзающим какого-либо зверя.  

 

Оглавление словаря
АБВГДЕЖ
ЗИКЛМНО
ПРСТУФХ
ЦЧШЩЭЯ