Исторические вехи и значение русской геральдики

Человек – это очень сложная информационно-энергетическая система, только на несколько процентов состоящая из материальной оболочки и сознания, а на 90 – 95 процентов - из духоносных слоев подсознания, настолько же неизвестных нам, как и Вселенная. Именно в этих глубинах телесно-духовной природы человека происходит таинственный процесс превращения символа в определенное понятие, в логически выверенное представление о конкретной вещи.
Там, в неведомых слоях подсознательного, живет память и о далеких предках русского племени, привносящая в нашу обезумевшую, нравственно поврежденную и духовно опустошенную современность яркую мифологичность изначальной картины мироздания, его Богосотворенности. Но мы постоянно забываем, что каждое из произносимых нами слов их прекрасного языка – такой же символ, как и любой из начертанных. Все они – пришедшие из далеких эпох и одухотворяющие нашу жизнь священные знаки, и даже сам Дух познается их совокупностью – нашим нынешним языком.

Дух народный, язык и мышление неразрывно связаны между собой. По сути они представляют единое целое, поскольку мышление может быть познано только в языковой оболочке и форме. Язык народа одухотворяет действительность и делает дух познаваемым. В каждом нашем слове пребывает и дух наш, и, рассыпая слова по всему миру, мы таким образом осмысливаем его. Но живя в мире знаков и символов, люди так и не научились этого замечать.

Все, что окружает нас – лишь внешняя оболочка вещей и явлений, их знаки, но не скрытая в глубине сущность. Как писал наш замечательный философ А.Ф. Лосев, знак вещи манифестирует ее существование, в нем являет себя отражательно-смысловая функция действительности. Поэтому человек с его ограниченным числом органов чувств обречен именно на знаковый метод познания окружающего мира, ибо непосредственного проникновения в его суть ему не дано. Только в знаках предстает перед ним вся сложная картина мироздания: смена дня и ночи, например, есть знаковое отражение вращения земли вокруг своей оси, а чередование времен года – знаковое отражение различных фаз движения нашей планеты вокруг солнца. Знаки эти были известны людям с незапамятных времен, а их подлинное содержание открылось намного позже.

 Древнейшие мировоззренческие символы человечества

(изначальные геометрические символы).

Одной из высших форм проявления объективного духа, или этнокультурной традиции, следует признать графическую символику как активное средство коммуникации и своеобразное продолжение речи, некое образное, обобщающее и легко запоминающееся дополнение к ней. Более того – сам дух, или основополагающая культурная традиция конкретного народа, достаточно полно выражаются его самобытной символикой, и, прежде всего, ее наиболее универсальной и структурированной частью – геральдикой.

Именно духовная потребность выразить себя неким символом и таким образом занять подобающее место в знаковом ряду мироздания побуждала людей обозначать не только свой род, но и покровительствующие ему высшие силы единым графическим знаком. Благодаря этой сакральной составляющей родовой знак становился священным символом каждого члена этого рода и, если возводить начала геральдики к устойчивому появлению таких изображений, на территории нашей страны она существует уже со времен царей Боспора и сарматских вождей.


 Сарматские геральдические эмблемы и сложные гербы боспорских царей.

 На протяжении прошедших с тех пор многих столетий символика развивалась достаточно самостоятельно, но всегда оставалась прямым продолжением речи, поскольку воспринимающее сознание перерабатывало ее в форму обозначаемых словами мыслеобразов. Единство сверхкраткой формы и глубокого содержания превратило символику в мощное средство распространения идей – религиозных и этнокультурных, а впоследствии государственно-правовых, национальных, политических и многих других. И древний графический символ при становлении дружинно-княжеской и феодальной власти на всем пространстве Европы преобразовался по форме в привычный нам герб. Становление геральдики уже сопровождалось всенародным оглашением ее правил, что и превратило это знаковое отражение существовавших в ту пору юридических обычаев в самостоятельную знаковую систему.

 

 Рыцарский щит с крестом индивидуальной формы. Барселона, XIII век

 

От эпохи средневековья нас отделяет многое: принципиально изменились общественно-политический строй европейских государств, уровень образованности европейцев, их вкусы и эстетические приоритеты. Но область применения геральдики осталась прежней – общественный статус, заслуги и духовные устремления отдельного лица, рода, корпорации или института власти могут быть символически выражены только в этой знаковой системе.

                                                           

 

 

Обладавшая уже во времена Ивана Грозного самобытным геральдическим обычаем, Россия волею Петра I стала широко использовать символику западноевропейскую, иноверческую, пойдя и в этой области по пути оголтелого заимствования чужеземных традиций. Это обстоятельство, равно как и узкосословная направленность российской имперской геральдики (гербами могли владеть только дворяне и административно-территориальные единицы), не смогло превратить ее в общенародное достояние. Сегодня даже не верится, что так много сделавшие для России Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Бахрушины, Солдатенковы и сотни других известных промышленников и меценатов в силу своего купеческого или крестьянского происхождения не имели права на герб.

 

Герб династии владимирских

Рюриковичей в руке Святого Георгия.

Юрьев-Польской, XIII век.

 Но подобострастное копирование различных форм рыцарского герба отнюдь не означало принятие Россией института геральдики в целом. В западноевропейских странах гербами издревле обладали не только дворяне, но и ремесленные цеха, церковные приходы, священники, купцы и банкиры (не говоря уже о городах и феодальных владениях). Да и на Руси, судя по сохранившимся памятникам иконописи, десятки и сотни возвращавшихся из судьбоносных походов ратников приравнивались к лику святых, а помещенные на их щитах гербовые эмблемы, таким образом, приобретали церковное освящение.

 

Прорисовка фрагмента иконы

«Церковь Воинствующая».

Москва, 1550-е годы.             

 

Уже триста лет за Россией удерживается худая слава страны со второсортной, целиком заимствованной геральдикой. Причина этого кроется в отсутствии официально признанной и реализуемой в практическом герботворчестве самобытной теоретической модели национальной геральдики, основанной на традициях исконной древне- и великорусской символики. Свидетельств геральдического применения такой символики в русской истории достаточно много, нужно лишь заняться систематическим поиском этих подлинных отражений национального духа и включением их в знаковые ряды геральдики и других родственных дисциплин. Однако кажущийся столь естественным процесс тормозится не только индифферентностью государственных геральдических органов, но и отсутствием широкого форума для обмена мнениями и информацией.

Как аверс и реверс медали или монеты составляют нераздельное целое, так и геральдика воспроизводит правовую и организационную структуру государства и общества. Благодаря этому своему уникальному свойству она непосредственно влияет на форму и содержание знамен и флагов, знаков отличия и различия, а также многих иных общественно значимых символов. Неосведомленность в вопросах теории и практики отечественной символики привела к тому, что сегодня многим людям представляются единственно совершенными и самодостаточными фирменные логотипы и торговые марки. Но они лишь выполняют свою узко прагматическую функцию, исторически происходя от выжженного на шкуре одомашненного животного тавра или клейма горшечника. Выразителем же социальной и духовной (этнокультурной) сущности индивида может быть только герб.

 Современный корпоративный герб и его производные:  логотип и гербовая печать частной школы английского языка, г. Подольск.

Помещенный на сайте материал следует расценивать как личный вклад автора в решение проблемы становления национальной геральдики России. Многие из представленных здесь гербов, штандартов, знамен, нарукавных и нагрудных знаков получили статус официальных символов и начали свое служение Отечеству, будучи воплощенными в шелке, золотом шитье, металлах и эмалях. Актуальность данных публикаций обусловлена еще и тем, что символика некоторых недавно расформированных силовых ведомств Российской Федерации уже стала частью ее истории.

Подробнее см.: А.Г. Силаев. "Возрождение русской геральдики"