Герб Первой Академической типографии в Санкт-Петербурге

Герб Первой  Академической типографии в Санкт-Петербурге. 1998.В усеянном золотыми  гонтами лазуровом поле золого картуша золотой  поясувенчанный серебряным Древом познания с червлеными плодами и обвивающим его ствол черным Змеем.  В нижней половине гербового поля ствол Древа познания продолжается  в виде серебряного винтового пресса.

Картуш увенчан черным двуглавым российским гербовым орлом, на груди которого в червленом  вырезном  щите  царственный всадник в мундире Преображенского полка на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного дракона.  На правом крыле орла  гербы Киевский и Новгородский, на левом – Владимирский и Казанский.
Нижние завитки золотого гербового картуша обвивает серебряная лента с датами закладки (1711), открытия (1727) и полным названием предприятия: ПЕРВАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ТИПОГРАФИЯ.

Раскрытие символики герба.

Лазуревое поле герба усеяно золотыми гонтами в память о доставке первого типографского оборудования из Голландии.  Данный  характерный для фламандской геральдики элемент и поныне  присутствует в гербе королей  Нидерландов. Древо познания Добра и Зла служит бесспорным символом эмпирического Знания как такового, в то время как нередко использующаяся в этом значении книга суть Библия, т.е. Знание заповеданное, Божественное.  Пересекающий ствол древа золотой пояс преобразует его в винт старинного типографского пресса, умножающего богатство просвещения.
Формы гербового картуша и увенчивающего его российского государственного орла непосредственно свидетельствуют о рождении типографии  в эпоху Петра I,  чей образ запечатлен в фигуре змееборца  на гербе  Московском (подлинная деталь Гербовой грамоты, пожалованной Петром I  гетману Мазепе). Петром Алексеевичем завершается ведущаяся от Александра Невского традиция «портретных» изображений на печатях  и «клейнах» (гербах) русских самодержцев в качестве змееборцев – с воцарением Екатерины I начался «век императриц».  Только в конце  XVIII столетия  всадник-змееборец был назван Георгием Победоносцем, однако иконографические отличия этого святого и по сей день не внесены в изображение герба Москвы.
Фантастичность увенчивающих черного орла корон отражает историческую реальность первой трети  XVIII в. : при основании Первой Академической  типографии в Санкт-Петербурге инсигний (т.е. активно участвовавших в торжественных  церемониях материальных символов) императорской власти в России еще не существовало, а древние инсигнии царей Московских и Всея Руси уже не соответствовали новому титулу Государя.

См. также в разделе "Корпоративная геральдика"