Всадницы

Русское народное искусство сохранило удивительный образ всадниц, уходящий корнями в праславянскую архаику. Это едущие навстречу Матери Сырой Земле (или Макоши?) женские божества весны, нередко с сохами. Сегодня чрезвычайно трудно вычленить устойчивую иконографию этих фигур из декоративной условности крестьянских вышивок XVIII – XIX веков, но привнесение подобной священной архаики в нашу геральдику представляется чрезвычайно важным. На фоне многочисленных женских фигур – как реальных, так и фантастических (русалки, мелузины, гарпии), которыми изобилуют гербы Западной Европы, сохраненный русским народным искусством древний индоевропейский персонаж может превратиться в каноническую фигуру отечественного гербоведения.

Макошь в окружении всадниц

Привлекательность образа всадницы не ограничивается только запечатленным в гербе вечным благопожеланием весны всем носящим этот герб. Превращая архаичный сюжет народной вышивки в активно используемую гербовую фигуру, мы уже одним этим обеспечиваем создаваемому гербу подлинную национальную самобытность. Но содержательность древнего мифологического образа, не имеющего ничего общего с образами античных амазонок, его столь характерная для всего русского народного искусства космичность неотделимы от стилистики его изображения.

Всадницы с пахотными конями и жеребятами

И здесь перед нашим геральдическим художеством встает непростая задача: как превратить в высшей мере условные, изобилующие мелкочленёнными элементами старинные изображения в однозначно прочитываемую гербовую фигуру и не растерять при этом ее эпического величия? Как придать не всегда даже антропоморфным фигурам всадниц безусловные признаки женственности? Ответ на эти и многие другие вопросы дадут только вдохновение и талант подвижников национальной геральдики.

 

Литература: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1982
                   Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988