Шестилучевая звезда

Шестиконечная звезда возникла в начале неолита, когда появились изображения зубчатых розеток с шестью знаками облаков, орошающих землю. Уже известной нам по пятиконечным символам теме связи неба и земной растительности посвящены и шестичастные композиции, практически не изменявшиеся на протяжении 8 тысяч лет и переходившие от одного народа к другому.

Древние и средневековые шестичастные графемы. 

1 – Малая Азия, 6 тыс. до Р.Х.; 2 – Закавказье, 3 тыс. до Р.Х.; 3 – Древний Иран;
4 – Пиренеи, Средние века; 5 – Грузия, 10 век;
 

Но в числе древних графем встречаются и такие, которые читаются как шесть сторон света. Сегодня это кажется странным, но в древности ориентация по сторонам горизонта была иной: в Древней Индии шестиконечная звезда служила символическим выражением понятия шесть сторон горизонта. Это происходило потому, что только две точки горизонта имеют строго фиксированное положение: север располагается на вертикальной проекции Полярной звезды, а юг обозначает высшая точка траектории движения солнца по небосводу. Но восток и запад лишены подобных природных ориентиров. Солнце поднимается из-за восточной части горизонта и опускается за западной в довольно широких пределах. Но если отметить на горизонте крайние точки восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, то эти точки вместе с направлением на север и юг разделят окружность горизонта на шесть примерно равных частей. Эти шесть направлений – шесть радиусов Древнего мира, и обозначает их древнейшая из известных науке шестилучевых звезд, появившихся в Малой Азии уже в 7 тысячелетии до Р.Х.

 Эмблема богини в эпоху неолита.

  1 – Малая Азия, 7 тыс. до Р.Х.;
2 – Чехия, 5 тыс. до Р.Х.;
3 – Месопотамия, 5 тыс. до Р.Х.;
4 – Италия, неолит.

В отличие от соотносимого с землей креста шестилучевая звезда символизирует шесть сторон неба и таким образом является одной из эмблем Великой небесной богини неолита. Отголоски этих древнейших религиозных верований сохранил и наш современный язык: архаичная графема сторон неба с заштрихованными западным и восточным секторами похожа на мотылька. У славян одним из имен Великой богини было Баба, отчего ее символ мотылька (а вместе с ним и само насекомое) прозвали бабочкой.

                                          Богиня-мотылек. Крит, неолит.

Древнейшие двоичные, троичные, четвертичные и пятичастные символы не были привязаны к одному божеству. Они соотносились и с богиней неба, и с богом земли, и с божеством растительности, в различных аспектах выражая представление людей о строении мира и цикличном круговороте природы. Примечательно еще и то, что вписанная в окружность (символ неба) шестилучевая звезда (символ небесной богини) образовывала эмблему бога-мужчины. В доарийской Индии такая графема изображалась на туловище быка, В Древнем Риме указывала на громовержца Юпитера, а на Руси была известна как Колесо Сварога или "громовый знак" Перуна Сварожича.

Но если громовые знаки дошли до наших дней в резьбе сохранившихся памятников деревянного зодчества XVII – XIX веков, что свидетельствует о непрерывности исконной народной традиции использования шестичастных символов, то детали княжеских каменных храмов являют нам вариации геометрически правильной шестиконечной звезды. Например, весь пол построенной в 1359 году нижегородской церкви Михаила-архангела был устлан кирпичными плитами с шестиконечными звездами, вырезанными по сырому кирпичу и после обжига заполненными светлым раствором.

Плиты пола церкви Михаила-архангела.
Нижний Новгород, XIV век.

 С недавних времен шестиконечная звезда стала считаться специфически еврейским символом, однако свидетельства об использовании этой графемы в Древнем Израиле единичны. И она там не имела значения еврейской национальной или религиозной эмблемы, да и вообще вряд ли обладала каким-то символическим смыслом. История использования шестиконечной звезды евреями прослежена авторитетным исследователем иудаизма Г. Шолемом.

В Средние века у евреев, живших среди многих европейских народов, были популярны такие же, как у них, талисманы и амулеты. На этих предметах изображались различные древние знаки, в том числе и шестиконечная звезда, но значение этих графем было уже всеми давно забыто. И евреи, равно как христиане и мусульмане, верили в магическую силу этих знаков-оберегов. Шестилучевая звезда в те времена активно использовалась в фасадных розетках готических христианских соборов, откуда она перекочевала и на здания синагог.

                      Готический собор в Валенсии.

 Лишь в XII – XIV веках звезда стала использоваться евреями как собственный символ. Тогда же появилось и ее еврейское название – Маген-Давид (щит Давида), а с XV века она стала изображаться на обложках еврейских книг. В XIV – XVI веках община Йозефова – еврейского района Праги, стала использовать шестиконечную звезду в качестве своей эмблемы, а в XVII – XVIII веках в том же качестве она распространилась по всей Австро-Венгерской империи. Только в конце XIX века эта звезда стала приобретать у евреев значение религиозного символа, и тогда же сионисты провозгласили ее еврейской национальной эмблемой. Спустя полвека она в таком качестве перешла на флаг новообразованного государства Израиль.
Несмотря на то, что христиане и мусульмане уже в начале XX века стали отказываться от шестиконечной звезды, ее место в истории и культуре этих народов остается прежним. Великорусскому гербоведению нет дела до талмудического истолкования Маген-Давида, поскольку любомудрие гербовное опирается на всеобщие основы индоевропейской и христианской культур. Шестилучевая звезда и другие шестичастные символы должны занять прочное место в русских гербах, что отнюдь не умаляет права евреев на собственные гербовые эмблемы. Ведь все мы живем под шестью сторонами неба.

Литература: Голан А. Миф и символ. Иерусалим – М., 1994
                    Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV. М.,1961 – 1962. Т.2
                    Scholem G. The messianic idea of Judaism. London, 1971